01
02
03
04
05
06
07
08
04
09
10
07
11

 

 

Адрес: д.Новое Девяткино, ул. Флотская, д.6
Телефон: 8 (812) 935-66-86
Время работы:
будние дни с 8:00 до 21:00
выходные дни с 9:00 до 21:00

Несколько слов о речи

Кто из нас не знаком с героем сказки Р.Киплинга «Маугли»? С мальчиком, которого вырастили волки и, который чудесным образом заговорил, когда его нашли люди… Увы, это только сказка… А что же на самом деле? А на самом деле, к сожалению, все совсем не так, все намного сложнее и, если бы мы встретились с Маугли наяву, вряд ли нам удалось с ним поговорить, хотя какие-то слова, возможно, мы бы от него услышали. Но это только слова (не путать с речью). Речь, как форма осознанного общения, может развиваться только в тех условиях, где есть речь, и только в том возрасте, в котором возможно ее формирование. Самый значимый возраст для развития и формирования речи это от 0 до 3-4-х лет. И если речевое развитие не проходит все свои стадии (крики, гуление, лепет, слова) в соответствующем возрасте, это должно насторожить. И в этом случае лучше не терять драгоценное время, а обратиться к специалистам по раннему развитию. Речь формируется на основе слуховых, визуальных и тактильных восприятий, имеет под собой эмоционально-мотивационную основу и всегда автоматизирована. Самой большой ошибкой родителей, которые усердно занимаются развитием своих детей, является принуждение к речи. Выглядит это примерно так: «Это ПАРОХОД. Скажи ПА-РО-ХОД….Нет, не правильно….повтори — ПА-РО-ХОД» и т. д. Навязчивое «обучение» вызывает негативное отношению ребенка к таким урокам, потому что, в его малом возрасте, как бы он не произнес это слово, для старших это будет все равно не так, и его еще раз двадцать будут заставлять это произносить. Он начнет избегать подобные ситуации и отстраняться от «бесед» с родителями, замыкаться в себе и молчать. А молчание, понятно, не будет способствовать развитию речи.

Итак, ребенок стал говорить. Сначала простыми предложениями, иногда искажая слова. Здесь опять счастливых родителей может подстерегать сюрприз. Уже пора бы говорить чисто. Что же делать? Вот, как раз самое время обратиться к логопеду. Причины могут быть самые разные — начиная от анатомических особенностей или патологии строения артикуляторного аппарата, ( неправильный прикус, короткая уздечка, небная расщелина, короткий малоподвижный язык ) до нарушений, связанных с центральной нервной системой (нарушение моторики, нарушение фонематического слуха и слуха вообще, выпадение некоторых звеньев в формировании речевого ряда). С некоторыми нарушениями родители готовы смириться, если не удалось «малой кровью» от них избавиться. Как правило, это нарушения звукопроизношения «Р», «Л» и некоторых шипящих. И дети от этого не становятся менее талантливыми. В жизни много тому примеров — академик А.Д.Сахаров, замечательный искусствовед и ведущий телевизионных программ Виталий Вульф и др.

Но есть дефекты, которые могут повлиять на судьбу ребенка уже в школе. Если ребенок неправильно произносит слова, не различает звуки в словах, то, скорее всего, он будет писать так же. Ошибки устной речи будут повторяться в письменной речи. А нарушение чтения и письма приведет к проблемам с обучением и к психологическим проблемам, так как реакция учителей и сверстников не всегда будет деликатной. Ребенок, который делает по 20-30 ошибок на страницу текста, будет подвергаться насмешкам окружающих. Отчасти, эта проблема решаема, но для этого придется заниматься по специальным методикам. Или продолжать делать ошибки. Дисграфия сама никуда не денется.

Логоневроз (заикание) — еще одна проблема, которую не могут до сих пор решить во всем мире. Многие ошибочно предполагают, что это от испуга. Стандартный рассказ родителей: «Моего ребенка испугала собака» Почему-то других вариантов мне слышать не приходилось. Похоже, что все заикание у нас от собак. На самом деле, это особенности психофизиологии ребенка. Причин много, они очень глубокие и серьезные. Это может быть повышение мышечного тонуса, перевозбуждение нейронов речевого центра, несогласованное взаимодействие правого и левого полушарий мозга при переучивании левшей , что совершенно недопустимо. Самое интересное, что при разговоре шепотом, заикание почти незаметно, к старости оно тоже значительно уменьшается. Это связано с тем, что когда мы говорим шепотом, наши мышцы, диафрагма, в частности, менее напряжены. Ну а к старости просто снижается мышечный тонус. Борьба с заиканием заключается, прежде всего, в обучении «скрыть» этот дефект с помощью определенных методик и научить заикающегося человек говорить, не заикаясь.

Какие же еще проблемы с речью подстерегают человека в жизни? К сожалению, любое органическое заболевание головного мозга может коснуться речевых центров. Инсульт, инфекции, опухоли, — все это может вызвать нарушение речи, письма, чтения, счета, памяти, понимания речи. Такие нарушения называются «афазии». Существует несколько видов афазий. Они могут иметь разную степень тяжести, но, в любом случае, если это произошло, с первых же дней нужно начинать восстановление. Здесь наша задача не столько реанимировать пораженный участок речевой зоны мозга, сколько «научить» близлежащие сохранные участки нервной ткани выполнять эту утраченную функцию с помощью специальных упражнений. Это долгий кропотливый труд. Но, порой, это единственное, что может помочь больному человеку не потерять контакт с окружающим миром и близкими людьми.

В заключение хочется сказать, что речь — это уникальный дар, присущий только человеку и именно благодаря речи люди могут совершенствовать свою жизнь и делать ее лучше.